Шориков Андрей (директор ООО "Портал Хабаровск")

«Приглашаем идти вместе в будущее...»

Педагогика будущего — это эксперименты, дорога проб и ошибок. Готовых рецептов нет ни у кого.

Дополненная реальность и её влияние на формирование умственных и творческих способностей ребёнка.

Дополненную реальность при воспитании ребёнка человечество использует уже очень давно, особенно воспроизводя сложные и ответственные ситуации. Например: когда мы учим ребенка, как правильно переходить улицу, то описываемую ситуацию мы дополняем «машиной», которая может в этот момент ехать и сбить. Когда приносим ребёнку машинку, мы рассказываем о её устройстве, не имея возможности разобрать её и показать те механизмы, о которых мы рассказываем. И т.д. и т.п. Но сейчас появилась возможность визуализировать свой рассказ и смоделировать ситуацию, дополнив её мнимой, дополненной реальностью: объектами статичными и движущимися, звуковым рядом и тем самым задействовать все органы восприятия окружающего мира.
 
В этой ситуации, когда дополненная реальность всё шире и глубже проникает в нашу деятельность, в том числе и образовательный процесс, необходимо разобраться с особенностями влияния дополненной факторной ситуации на формирование образа восприятия и на состояние всего контура формирования нашей деятельности.
 
Содержание и характер среды существования для каждого индивида формируется в зависимости от реализуемого психофизиологического структурного режима функционирования антропной системы непосредственно матерью-природой, а также теми параметрами и их композиционными отношениями, которые сотворены личностями, управляющими содержанием блока «Источник цели, задач и нормативно-требуемого управления в текущей факторной ситуации». Именно этот блок привносит в реальную ситуацию дополнительную информацию, дополняя её.
 
Реальная факторная ситуация формируется по законам матери-природы. Природа в соответствии со своими законами предоставляет факторную ситуацию, скорректированную образом действия индивида, при этом синтезируется как образ восприятия, так и образ действия. В данном случае к природе следует отнести результат деятельности всех сопряженных систем по отношению к анализируемой нами антропной системы. Это для живых организмов, но не для человека, где дополнительно вмешивается в этот процесс продукт виртуальности, выработанный аналитической работой нервной системы и памятью людей, принадлежащих анализируемому объекту. При этом мы уже имеем дело не с реальной факторной ситуацией, а с дополненной факторной ситуацией. В результате, функционирования такого структурного режима формируется соответствующее содержание опорно-значимого образа. А этот факт указывает уже на присутствие навязанного состояния контура формирования нашей деятельности. Такое влияние имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
 
Необходимо вспомнить, что при стихийной регенерации свойств антропной системы, в соответствии с природными законами, память ядра психической системы начинает формироваться с образа действия, т.н. метод развития умственных способностей «Делай как я». При этом источник цели и задач формирует специальную факторную ситуацию, воспринимаемую как образ восприятия и совместно с реальной факторной ситуацией они образуют «Дополненную реальную ситуацию». Реализовавшийся образ действия воздействует на предъявленную (заданную) факторную ситуацию, корректируя её с целью добиться заданного (требуемого) содержания опорно-значимого образа. Содержание опорно-значимого образа, таким образом, формируется под воздействием реализующегося образа действия, интегральной возникающей при этом факторной ситуации и предъявленного (желательно заданного) образа восприятия и образа действия. В результате использования данного режима вырабатывается способность индивида к формированию рефлекторных связей образ восприятия - образ действия. А поскольку материнский блок может задать только ограниченное множество ситуаций и нормативно-требуемых процессов реакций на них (образов действия), то и сформированная личность при этом получается ограниченной и догматичной. На уровне знаний и умений общества.
 
Режим целенаправленной регенерации свойств антропной системы с целью развития творческих способностей обеспечивается возможностью регенерации заданных или желательных свойств антропной системы. Источник цели и задач формирует требуемый образ действия и, в данном случае, виртуальную факторную ситуацию, на основе которой и формируется креативный образ восприятия. Результат: лабильное содержание опорно-значимого образа, отвечающее требуемым способностям организма на уровне его соматических и вегетативных функций. Основой содержания опорно-значимого образа является образ действия. Как того требует природа.
----------
 
Перед нами стоит задача формирования неординарных способностей личности.
Сложность заключается в том, что в этом случае, как мы видим, необходимо сформировать память на образ действия не связанный с образом восприятия. При этом содержание образа действия может поступить в ядро психической системы только посредством образа восприятия. Исключением могут являться овладение механическими реакциями и движениями. Такое явление происходит, например, в процессе поиска нужного слова в словаре. Вы запоминаете невольно по прочитанному содержанию слов, не подходящих для вас в данном конкретном случае, и автоматически запоминается вербальный символ прочитанного содержания. При чтении различной художественной или специальной литературы, содержащей вербальную символику рекомендательного характера. Прочитанные рекомендации и представляют собой образ действия, способный реализоваться в будущем. Зазубривание является самым эффективным способом создания банка образов действия. Эти способы хороши при гуманитарной деятельности индивида. А как быть при технической и инженерной деятельности? Здесь на помощь приходит интегративное понятие дизайна. 
----------

Формировании критериев, оценивающих положительное и отрицательное влияние дополненной факторной ситуации на формирование умственных и творческих способностей личности.
При этом необходимо помнить, что цель жизни на земле с позиции природных законов заключается в способности, в частности субъекта, приспособиться к изменениям окружающей среды, чтобы выжить. Влияние на качество жизни с позиций законов общества это отдельный вопрос.
 
Приспособиться к изменениям окружающей среды, чтобы выжить для антропных систем следует понимать так: изменять значения своих внутренних параметров, вплоть до структурных изменений, так чтобы обеспечить активное функционирование всех жизненно важных свойств организма. При условии, что это сделать невозможно по каким-либо причинам, требуется изменить параметры среды существования так, чтобы достигнуть поставленной цели - выжить.
Переходим к влиянию дополненной факторной ситуации на способность антропной системы приспосабливаться к изменению окружающей среды для того, чтобы выжить. Процесс успешного приспосабливания должен проходить при функционировании контура жизни в интуитивно сверхсознательном виде психической деятельности, или как минимум в интуитивно подсознательном виде психической деятельности.
Только в этом случае гарантировано адекватное перестроение антропной системы. Напомним, что внешняя среда изменяется в градиентном пространстве среды существования. В силу этого антропная система, в том числе и человек, реагирует только на изменения взаимнопараметрических градиентов параметров среды существования.
Дополненная реальная ситуация может преследовать цель скорректировать образ восприятия и образов действия при формировании умственных и творческих способностей. При формировании умственных способностей, образ восприятия предоставляет ядру психической системы, как образ восприятия, так и соответствующий ему требуемый образ действия. При этом между ними в ядре психической системы формируются рефлекторные связи. А вот сформировать независимый от образа восприятия образ действия представляет определенные трудности, так как он может предъявляться только посредством образа восприятия.
--------
 
Формирование образа действия через посредство образа восприятия.
Образ действия – способ достижения поставленной цели.
 
Как-то так получилось, что мы мало уделили внимания формированию и свойствам образа действия. А ведь образ действия, точнее методическое содержание образа действия есть результат уровня развития общества в целом и антропных систем в частности. Более того, смена его методического содержания определяет бифуркационные моменты жизненных тактов в процессе развития общества. 
Образ действия есть отклик-реакция организма на сформировавшийся образ восприятия. Образ действия выражается в конкретных формах проявленной деятельности. Это могут быть двигательные реакции, речь, письменность, принятие определенных решений, мысли «просебя». Именно проявленную форму деятельности, как конкретные действия, мы можем видеть и анализировать. Необходимо напомнить, что образ действия у природных систем формируется первоначально, то есть прежде чем опорно-значимый образ. Данный образ действия на этом этапе изначально имеет стихийный характер. При многократном (как минимум семикратном) повторении содержания полевой напряженности внутри ядра образуются устойчивые структурные внутриядерные связи рибонуклеиновых кислот, что приводит к устойчивому образу действия.
Деятельность человека в пределах содержания опорно-значимого образа обеспечивает, так называемую Интуитивную подсознательную психическую деятельность. Интуитивная подсознательная психическая деятельность основывается на реализации ранее выработанных практическим опытом стереотипов восприятия и действия, при этом, образ восприятия, при котором формируется образ действия, практически соответствует дополненному реальному образу, но только в пределах предшествующего опыта. Так формируются умственные способности. В этом случае формируется рефлекторный замкнутый контур реакции на стандартное изменение дополненной факторной ситуации. В результате, образ действия превращается в ординарный. Напрашивается тривиальный вывод, что в любом случае необходимо в нашей памяти формировать банк образов действия хотим ли мы развивать умственные или творческие способности. Если память на креативный метод микширования не возобновляется периодически, то уничтожается память на свойство по созданию новых композиционных отношений и в этом случае наступает явление догматизации аналитической деятельности центральной нервной системы. Что собственно и происходит со многими творческими личностями (учеными, писателями, художниками, музыкантами, руководителями и т.п.) в процессе достижения определенного положения в обществе. То есть когда для них не обязательна активная неординарная деятельность. Креативный метод микширования образа действия и есть необходимое условие формирования творческих способностей. Необходимо заметить, наша память хранит совокупность образов восприятия и соответствующие им образы действия, представляющие собой содержание опорно-значимого образа. Композиционная пара, соответствующих друг другу, образов восприятия и образов действия, и представляет собой единую структурную единицу памяти. В этом случае формируются рефлекторные дуги, позволяющие реализовывать умственные способности на фоне интуитивно подсознательного вида психической деятельности.
Для процессов обучения и регенерации блок цели и задач непосредственно формирует заданный или необходимый (требуемый) образ действия как реакцию на им же созданный образ восприятия. Процесс формирования содержания образа действия в этих случаях содержит механическое формирование (принудительное) необходимых цереброспинальных функций, либо через контур формирования содержания опорно-значимого образа.
-----------

Что же это за условия, когда может возникнуть непрецедентный образ действия.
 
Методика микширования образа действия при решении задачи по развитию творческих способностей может формироваться при одновременном выполнении следующих условий:
 -   наличие специально подготовленной дополненной реальности;
 -   поля мозаики располагаемых образов действия в памяти индивида;
 -   неоднозначность композиционных отношений образа восприятия с элементами мозаики образов действия;
 -   располагаемый инструментарий (орудия труда).
Реализовавшись единожды, неординарная деятельность может и не повториться, если отсутствует или не выполняется, хотя бы одно из условий. Именно это определяет трудность воспитания людей способных устойчиво осуществлять неординарную деятельность.
 
На этапе обучения и формирования умственных способностей содержание воспринимаемого информационного потока включает как образ восприятия, так и соответствующий ему образ действия. Например, два умножить на два (образ восприятия) равняется четыре (образ действия). Так формируется содержание опорно-значимого образа по типу замкнутой рефлекторной цепи. При воспитании творческих способностей образ действия, формируемый дополненной реальностью, содержит только образ действия. При этом обязательно указывается, что это образ действия и области нашей деятельности возможного его применения. Банк образов действия при этом наиболее эффективно формируется методом зубрежки и сопровождается созерцательным процессом. Например, «чтобы передать управляющее перемещение органам управления необходимо нарушить равновесие в контуре управления».
 
Созерцательный процесс закладывает в нашей памяти результат деятельности, как бы минуя причинно следственную цепочку трансформации предшествующего ему образа восприятия. Другими словами, образ восприятия при созерцательном процессе по своему содержанию является образом действия.
Получается, что при воспитании личностей, способных к неординарной деятельности, необходимо изменить концептуальный подход к системе обучения и возможно образования.
14Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (10)   Оставить отзыв