Шориков Андрей (директор ООО "Портал Хабаровск")

«Приглашаем идти вместе в будущее...»

Педагогика будущего — это эксперименты, дорога проб и ошибок. Готовых рецептов нет ни у кого.

Развитие детей в дополненной реальности перевёрнутого мира.

Общество и промышленность развитых страны уже сегодня стоят на пороге острой востребованности людей, способных к открытиям на основе принципиально новых технологиях и законах.  Воспитать, подготовить таких людей достаточно сложно, и стандартные методы для этого уже мало подходят!
 
Проследите путь людей, сделавших значительные открытия или изобретения, перевернувшие мир.
Их учили учителя, которым и «близко» в голову не могло прийти то, что их ученик изобретёт через 5-10-30 лет. Но чудо происходит, а что является тем толчком, который позволяет человеку стать изобретателем, первооткрывателем, гениальным злодеем? Мы подробно изучили жизненный путь больше 40 человек, которые в своё время были признаны гениями. У каждого из них были свои особенности, но если попытаться их объединить одни словом, то это события или объекты или люди, которых можно назвать контакт с «сущностью перевёрнутого мира». На общем фоне таланта, усидчивости, накопления опытных результатов и других необходимых условий, толчком (катализатором), тем не менее, становилось «событие», воспринять которое они смогли благодаря развитому восприятию.
 
Для тех, кому интересны результаты, хочу в своей статье кратко изложить наблюдения о рубеже научного взросления, вкладе и выявленной роли технологии дополненной реальности в развитии прикладных восприятий у детей.  
Результаты получены в процессе наблюдения за детьми в наших экспериментальных условиях.
 
Понятия
 
Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека. Они обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности.
 
Константность восприятия - относительное постоянство феноменальных свойств наблюдаемых предметов при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик. Наиболее тщательно изучены шесть видов зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). Константность восприятия обнаружена и в других модальностях (например, независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).
Константность восприятия -  это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не оно, то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристики отображений предметов на рецепторную поверхность, а не на собственные свойства предметов. Например, «животному, которое опасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянии ста шагов уменьшившимся в сто раз». Благодаря константности восприятия яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белый лист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (или черного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным.
 
Перевёрнутый мир – условное обозначение свойств предметов, объектов, явлений, проявлений законов и пространств, отличающихся в своей перспективе, модификациях и преобразований от ожидаемого или объяснимого.
 
Всё началось совершенно случайно.
 
При начале показа Объектов ОДР часто случалось, что они были под каким-то углом, ракурсом, а иногда приходилось вращать (геометрические фигуры, природные объекты, пространства) и рассматривать их в таком положении. И мы заметили, что если ребёнка оставлять работать с Объектом «так», то в его реакции появляются действия (попытка потрогать, рассмотреть вблизи, задавать вопросы, находить аналогии и др.) нестандартнее, чем при работе с нормальным Объектом.
 
Например: показываем Снеговика – реакция детей какая? Правильно! Правильная – что «это снеговик», «а мы такой в садике делали», «у него морковка, а не нос», «ему ведро надо на голову надеть»  и т.д. А когда показываем снеговика перевёрнутым? Оказалось, что дети не владеют характеризующими понятиями для таких перевёрнутых знакомых предметов. Конечно, большинство узнаёт Снеговика, НО возникает масса вопросов у них в головах, формулируя которые у них возникают какие-то совершенно новые мыслительные процессы:
- Почему он не падает на землю?
- У него голова сейчас отвалится?
- А как это он так смог?
- А кто его так поднял?
- А как он смог повиснуть в воздухе?
И т.д.
Т.е. когда мыслительный процесс проходит в привычном русле – мозг ОТДЫХАЕТ! А вот когда нет – РАБОТАЕТ!
 
Вот мы и решили понаблюдать за развитием восприятия, наблюдательности, воображения, интеллекта,  мыслительных процессов у ребёнка, который взаимодействует с перевёрнутым миром.
Для этого с помощью визуальных средств и технологии дополненной реальности создавался перевёрнутый мир и объекты из этого мира.
 
Восприятие предметов и объектов
 
В настоящее время в области детской и инженерной психологии проводят многочисленные эксперименты с целью изучения перцептивных действий в их генезисе (возникновении и развитии) у ребенка и в производственной деятельности взрослого, например в работе диспетчера или другого оператора. Исследователи указывают на то, что перцептивные действия идут в определенной последовательности, образуют некоторую систему действий, а именно: сначала происходит обнаружение объекта; затем выделение наиболее информативных признаков его, например характерного для данного предмета контура; далее следует ознакомление с выделенными признаками (рассматривание, ощупывание и пр.) и, наконец, опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории объектов (например, к растениям, животным, механизмам и т. п.).
 
В современной жизни, как не странно, но разнообразие объектов для детского восприятия, снижается. И не только объектов, но совокупных пространств. С помощью ОДР и виртуальной реальностью, можно пополнить и разнообразить детский мир.
 
Что имеется в виду?
Для детского, ещё примитивного восприятия и сознания, свойственнее «жить и воспринимать мир Сказок», а не современный мир. Ещё 30 лет назад, этот «сказочный мир» можно было «найти» в обычном мире: деревенская жизнь, Колобок, Серый волк, Баба Яга, Феи, корова и тд. Можно было «встретить» выйдя на улицу. Сейчас нет… Но Дополненная реальность и Виртуальная реальность – может помочь в этом. Они ставят задачей не изолировать ребёнка от реальной жизни, а продлить его детский сказочный мир…     
 
Наблюдательность и наблюдения
 
Восприятие можно рассматривать не только в качестве одного из познавательных процессов, но и как относительно самостоятельную перцептивную деятельность. Восприятие как процесс, включено в различные виды практической и умственной деятельности человека в качестве одного из ее компонентов, далеко не всегда ясно осознаваемых. Но оно становится относительно самостоятельной перцептивной деятельностью, если имеет цель, систему мотивов, способы осуществления и определенный результат. Перцептивная деятельность включает в себя ряд перцептивных действий.
 
Поясню сказанное примером.
Наверняка вы замечали с собой такую ситуацию: идете вы по ровной дороге, пусть даже не прямой, но хорошо знакомой, например, в хорошо знакомый магазин, и через 5 - 10 минут углубляетесь в свои размышления и перестаёте обращать внимание на дорогу. Но периферийное зрение с мозгом продолжают без вашего участия оценивать окружающую обстановку и в момент опасности или изменения ситуации – ямы, палки, камня – вас, как бы, включают и вы переключаетесь на решение проблемы… Восприятие в составе вашей психической деятельности в данный момент выступает как один из процессов чувственного отражения ситуации, без которого деятельность была бы невозможной. Но когда ситуация резко меняется - восприятие сразу становится произвольным и целенаправленным, переходит в относительно самостоятельную деятельность, предваряющую практические действия: прежде чем переступить  через яму, надо тщательно осмотреть её и дно, т. е. выполнить некоторую систему ориентирующих действий (перцептивных действий). Эта деятельность в свою очередь подчинена деятельности более широкой по объему. Придя в магазин, вы начинаете смотреть на товар и цены - восприятие стало особой деятельностью — наблюдением. К перцептивной деятельности можно отнести также восприятие кинокартины, пейзажа, концерта и т. п.
И так, вашим промежуточным мыслительным процессом стало наблюдение – путём оценки и сравнения цен, вспоминание старых цен. Если у человека не развито наблюдение – такого мыслительного процесса у человека не будет, и он будет просто «как баран смотреть на ценники и в его голове будут сторонние ассоциации (в телевизоре сказали, соседка сказала и т.д.).
 
Таким образом, одной из задач учителя является обучение детей наблюдению и развитие у них жизненно ценного свойства личности — наблюдательности. Наблюдение — это длительное, целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определенному плану, с последующим анализом и обобщением полученных данных.
 
Наблюдение необходимо в любой деятельности человека — учебной, трудовой, творческой. Учащийся, прежде чем самостоятельно выполнить какое-либо задание, наблюдает за тем, как его выполняет учитель. Рабочий, прежде чем приступить к работе на новом или отремонтированном станке, наблюдает за ним, проверяя исправность отдельных частей и механизма в целом. Учитель, обучая и воспитывая детей, постоянно наблюдает за поведением учащихся, процессом усвоения ими знаний, за особенностями работы каждого ученика, за результатами своих воспитательных воздействий. В научной деятельности наблюдение часто выступает как специальный метод исследования, например в естественных науках, в психологии и др.
 
У людей, с ранних лет приученных к целенаправленным и систематическим наблюдениям за явлениями окружающего мира, развивается наблюдательность. Наблюдательность — это стойкая типичная черта психического склада личности, которая проявляется в умении достаточно полно и разносторонне воспринимать и представлять объекты окружающего мира, выделять в них малозаметные, но иногда довольно существенные особенности, подмечать различия в сходных явлениях и объективно истолковывать результаты своих наблюдений.
 
Некоторые люди обладают всесторонней наблюдательностью, другие — преимущественно в какой-либо определенной области, например в области природы, техники или психологии людей. Наблюдательность — очень ценная способность человека, необходимая для формирования его мышления и для практической деятельности. Ее надо развивать у детей возможно раньше.
Для развития наблюдательности существует много приёмов, которые к сожалению в современными учителями редко применяются, т.к. требуют тоже некого мыслительного процесса, к которому они уже не способны.
 
Но, мы заметили, что если для этого использовать приёмы, которые предоставляет технология дополненной реальности, то тренировка происходит без особых для этого усилий и принуждения. А использование приёмов «перевернутых предметов, объектов, пространств» повышает эффективность на 30-40% по временным и качественным показателям.
 
Восприятие формы предмета
 
Восприятие формы предмета также обладает в известных пределах свойством константности.
Константность восприятия формы предмета— это относительное постоянство видимой формы при изменении положения предмета в пространстве.
Изображение плоского предмета на сетчатках глаз меняется в зависимости от положения предмета в пространстве. Но видимая форма предмета или совсем не отличается от действительной его формы (полная константность), или отличается незначительно, если сравнить её с формой изображения предмета на сетчатках (неполная константность). Так, изображение тарелки будет то кругом, то более или менее вытянутом эллипсом, а сетчаточный обрез тетради будет то прямоугольником, то ромбом, то трапецией в зависимости от угла зрения наблюдателя. Но мы обычно воспринимаем эти предметы такими, какими они являются в действительности; тарелку видим круглой, а тетрадь — прямоугольным четырехугольником.
 
Но что будет происходить в мозгу человека при оценке предмета, если ему приходится сталкиваться с незнакомым предметом, и мозг не тренирован к воспроизводству «цепи сравнительного анализа и поиска аналогий»? 
 
Константность восприятия формы предмета объясняется так же, как и константность восприятия величины. Смотря на предмет, мы очень быстро и незаметно для себя обводим взором его контуры. Если предмет расположен под углом к линии взора, мы замечаем, что один его край ближе к нам, а другой — дальше. Раздражения из конвергенционных и акомодационных мышц объединяются с раздражениями из сетчаток глаз, образуя комплексный раздражитель, с различными вариантами которого (в зависимости от вариантов положения тела в пространстве) человек уже знаком по прежнему опыту.
В правильном восприятии формы существенное значение имеет развитие константности восприятия формы при изменении угла зрения. Развитие константности проделывает у ребёнка довольно значительный путь, достигая, по данным ряда исследований, своего максимума в 10—14 лет.
 
Надо отметить, что форма сначала воспринимается детьми в относительно большой независимости от положения. Дети часто рассматривают книжки с картинками в перевёрнутом виде, узнавая изображённое на них, когда это изображение повёрнуто под углом в 90°, 180°, и сами иногда изображают предметы в перевёрнутом виде. При обучении письму эта независимость формы от положения проявляется во встречающемся у детей зеркальном шрифте, при котором сама форма букв воспроизводится правильно, но правильное расположение их нарушается.
 
Поясняю сказанное примером.
Мы помещаем ребёнка в мир дополненной реальности и предлагаем ему «поиграть» с предметами и рассказать то, что он о них думает.
Рассматриваем карандаш, меняем ему цвет, размер, положение. Это ребёнка невероятно «заводит», а потом модифицируем  форму такого ему уже привычного предмета, т.е. меняем вид граней предмета и просим ребёнка охарактеризовать происходящее.
Для развития «мыслительной цепочки» выстраиваем ряд объекты с «вытекамых друг из друга отличительных свойств» и просим предположить каким может быть объект, которые проявил свои первичные свойства (цвет, размер, похожесть на что…, и др). 
 
Восприятие величины
 
Константность восприятия величины предмета состоит в том, что один и тот же предмет, находясь на разных расстояниях от наблюдателя, воспринимается им как одинаковый по величине, хотя величина изображений предмета на сетчатках глаз уменьшается по мере его удаленности.
Степень константности восприятия будет разной на разных расстояниях. Если смотреть на карандаш с расстояния в 25 см, а затем с расстояния в 50 см, то изображение его на сетчатках глаз во втором случае будет вдвое меньше, чем в первом. Но видимая величина его не изменится: карандаш нам кажется предметом тех же размеров. Это случай полной константности. На расстоянии от 3 до 500 м видимая величина предметов постепенно уменьшается, но в меньшей степени, чем величина их изображений на сетчатках глаз. Константность восприятия величины становится неполной. На далеких расстояниях она совсем исчезает. Если видимую величину предметов, удаленных на 1000 м, принять за единицу, то при удалении на 2000 м предмет будет казаться вдвое меньше; при удалении на 10 000 м — в 10 раз меньше и т. д. Иными словами, на далеких расстояниях видимая величина предметов будет соответствовать проекционной величине их изображений на сетчатках глаз. Восприятие величины становится аконстантным.
 
В основе константности восприятия величины предметов лежит условный рефлекс на комплексный раздражитель: к раздражениям, идущих из сетчаток, присоединяются раздражения из глазных мышц. возникающие при их сокращении в момент фиксации взора на предмете. Эта комбинация раздражений, совпавшая несколько раз с осязательным раздражением от предмета известной величины, является сигналом действительной величины предмета (И. П. Павлов).
 
Как развивать у человека это восприятие в обычных условиях? Сложно… В основном происходит не в результате упражнений, а «вере на слово», поэтому так потом сложно человеку оценить реальный размер предмета при наблюдении за ним или окружающим миром.
Применение технологии дополненной реальности упрощает ситуацию и позволяет развивать это качество у человека. 
 
Восприятие цвета
 
Константность восприятия цвета — это относительная неизменённость видимого цвета предметов при изменении освещения. Черный бархат и уголь мы видим черными, как при полуденном солнечном освещении, так и в сумерки. А сахар и мел в этих же условиях освещения мы видим белыми. Это случай полной константности видимого цвета предметов. Однако при очень ярком хроматическом освещении константность восприятия цвета может исчезнуть, и предметы приобретут цвет освещения. Эту особенность восприятия широко используют в театре для создания у зрителей нужного впечатления.
 
Константность видимого цвета выше при восприятии предмета на фоне других предметов. Изменение интенсивности освещения или его цвета одновременно меняет цвет всех предметов, находящихся в поле зрения. У человека образуется условный рефлекс на отношение цветовых раздражителей, что позволяет ему узнавать цвета предметов независимо от изменения освещения, т. е. константно. Например, он много раз видел лес, поле, песчаный холм, озеро и небо над ними в солнечный полдень, на заре, в туманные сумерки, ночью. Адаптируясь к изменяющемуся освещению, человек не мог не заметить, что цвета всех знакомых ему предметов изменяются каждый раз в определенном направлении (одни темнеют, другие светлеют, розовеют, синеют и т. п.).
 
Развитие этого восприятия, как видите, тоже имеет важное значение. И если его развивать, то какими обычными средствами вы сможете это сделать? А возможности технологии дополненной реальности – позволяют.
  
Индивидуальные различия в восприятии
 
В восприятии людей имеются индивидуальные особенности, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером её деятельности. Прежде всего, различают два типа восприятия: аналитический и синтетический. Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов. Иногда общие моменты остаются недостаточно выявленными. Для людей синтетического типа восприятия характерно внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй — к значению их. Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия яснее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнить два объекта.
На восприятие каждого человека влияют переживаемые им чувства. Однако люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факты в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях и в оценках.
 
Попробуйте, используя Объекты ОДР сравнительных сценариев, поработать с ребёнком на выявление признаков и различий, и вы сразу сможете определить, каким типом восприятий обладает каждый ребёнок. 
 
Результативность за 4 месяца
 
дети, с которыми занимались (играли) на развитие того или другого «вида восприятия» по 1 часу 2-3 раза в неделю:
- в вопросах наблюдательности превзошли даже тех, кто ходит с ними в группу, но не занимался с «перевёрнутым миром». Они смогли восстанавливать в памяти образы, могли перечислить сколько ступенек им приходится пройти до нас, сколько столбов они могли видеть, не считая их специально. Какие другие машины стоят у подъезда, по сравнению с прошлым их приходом не обращая на это специально внимания.
- они могут различить и характеризовать до 20 цветов.
- выучивая стихи, они смогли автоматически посчитать количество слов в стихе и смогли с малой ошибкой просчитать в уме количество букв.
И др.   
 
Я могу с уверенностью сказать, что совсем скоро, без данной технологии невозможно будет работать с  детьми, от которых хотят добиться высоких результатов и развивать нестандартное мышление.
 
О рубеже научного взросления будет в следующей статье.

Сейчас мы адаптируем некоторые объекты ОДР для использования в версии ActiveMode и разместим их в нашем магазине.

7Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (10)   Оставить отзыв